Как Ингушский УФАС в мусорном баке крупнейший картельный сговор нашел

В июле 2019 года в Ингушский УФАС поступила очередная жалоба от компании-участника торгов по поставке медицинских принадлежностей ООО «М.» на действия аукционной комиссии.

Жалоба была признана необоснованной, но насторожила комиссию – заказчик сказал, что ему неоднократно поступали звонки от ООО «М.» с угрозами их отмены в случае допуска других участников, помимо ООО «М.» и ООО «Е.» (далее – «Завод») до них. Комиссия Ингушского УФАС решила провести внеплановую проверку и запросила электронную площадку предоставить информацию о ходе торгов по обжалуемой закупке. Увидев совпадение IP-адресов, сотрудники заподозрили неладное…

В результате антимонопольным органом было выявлены следующие действия среди участников торгов:

  • все торги были поделены между участниками на равное количество аукционов – по принципу: «всем сестрам по серьгам»;
  • участники картельного сговора не допускали к участию в торгах иностранных производителей по принципу: «третий лишний» (как правило — страдали белорусские производители);
  • участники картельного сговора совершали минимальное снижение по сравнению с начальной ценой лота: в среднем при цене лота в 100 млн. руб. участники картельного сговора, останавливали торги в пределах 98-96 млн. руб., тогда как при честной конкурентной борьбе падение начальной цены контракта могло бы достигать 60-65 млн. руб.;
  • самими участниками картельного сговора в период нарушения в территориальные антимонопольные органы подавали по сути мнимые жалобы в рамках 44-ФЗ на якобы совершенные в отношении них со стороны заказчиков антиконкурентных действий. Суть жалоб сводилась к тому, что уполномоченный орган-организатор торгов якобы не отклонял заявки иных участников - иностранных производителей.

По сути, «злодеи» вовсю эксплуатировали режим национальных преференций.

Злонамеренно прикрываясь им, участники сговора много лет зарабатывали сверхприбыли на торгах, а более сотни добросовестных участников рынка были поставлены в неравное положение, понесли реальные убытки, а бюджету страны был причинен колоссальный ущерб.

Стоит отметить, что масштаб сговора охватил всю страну и был выявлен от Калининграда до Дальнего Востока в более чем 80 субъектах РФ, а значит дело должно было быть передано в ФАС России.

Но вернемся на шаг назад… IP-адрес вел проверяющих в Липецкую область, а именно - в город, где находился Завод.

Перед регулятором встал вопрос – принять дело к своему производству или передать его в Липецкий УФАС? И то и другое могло привести к утечке собранной информации.

В результате ФАС принял соломоново решение – поручить проведение выездной проверки Завода управлению, которое выявило признаки картельного сговора, а именно – Ингушскому УФАС.

Прибыв на место, сотрудников Управления ФАС долго не впускали вовнутрь помещения завода. Затем к инспекции вышел сотрудник, представился врио генерального директора производителя ООО «Е.» и на вопрос - как его фамилия, он ответил – Б.! Фамилия одного из директоров компаний - участников сговора также была Б., но это могло оказаться просто совпадением. Когда инспекции Антимонопольного органа все-таки удалось проникнуть вовнутрь помещения завода, то сразу же отключилось электричество. Далее инспекцию в течение часа водили по производственным цехам Завода, рассказывая его историю, а в это время сотрудники тендерного отдела вовсю уничтожали улики - выкидывали документы и технику.

Естественно, в определенный момент инспекции надоело бесцельно бродить по цехам - к проверке были подключены правоохранительные органы, а с содействия МЧС России - подано электричество.

Так сотрудники Ингушского УФАС России проникли в офисные помещения и приступили к осмотру.

Из рассказа сотрудника инспекции: «В кабинете тендерного отдела Завода стоял большой деревянный шкаф. Заглянув в него, обнаружились пустые полки. Но навыки сыщиков не подвели нас. Заглянув за шкаф, мы обнаружили ноутбук. Ноутбук оказался «золотым» - в нем содержалась большая часть доказательств, подтверждающих наличие сговора. В том числе там обнаружилась папка под названием «Фильм». В папке содержались сведения по всем участникам сговора (бухгалтерия, пароли-доступа, графики участия в торгах и т.д.)»;

Далее, одному из сотрудников инспекции приглянулся мусорный бак. Любопытство победило брезгливость, и инспектор-таки заглянул в эту мусорное ведро.

Как не странно именно в нем были обнаружены все улики, а именно:

  • контракты по гос. закупкам,
  • бухгалтерия по торгам,
  • служебные записки,
  • процессуальные документы,
  • отчеты тендерного отдела ООО «Е.» о хозяйственной деятельности всех участников торгов.
  • «Руководство для сотрудников тендерного отдела по участию в торгах»
  • флеш-носители с электронными подписями всех участников сговора.

Нужно ли говорить, что судьба участников картеля была предрешена…

В процессе проверки

  • Было проанализировано более 7 000 закупок;
  • Установлена сумма ущерба на более чем на 7 млрд. рублей;
  • Было просмотрено и проанализировано более 160 тыс. файлов;

Дело завершилось только сейчас, а решение по нему насчитывает более 1000 страниц. Всем участникам сговора грозят огромные «оборотные штраф» в размере порядка 3.5 млрд руб., а должностным лицам ООО «М.» и ООО «Е.» – уголовная ответственность по статье 178 УК РФ (Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) и 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

О чем это говорит? Ощущение абсолютной безнаказанности и сознательное попрание норм права, вкупе с его (правом) злоупотреблением - всегда заканчивается одинаково. Очевидно, что Завод не сможет выплатить такой штраф и вынужден будет принять решение о банкротстве, а его должностные лица понесут не только уголовную, но и возможно – субсидиарную ответственность в рамках дела о банкротстве.

Стоит помнить – выездная проверка антимонопольного органа на предмет наличия признаков картельного соглашения не зря называется «рейдом на рассвете» - должностные лица с приказом о ее проведении (зачастую - с оперативным сопровождением МВД или ФСБ) могут появиться на пороге в любой момент, а предупреждать о ее проведении они не обязаны.

Поэтому мораль такова: участвуя в государственных закупках – не поддаваться на провокации Заказчиков (которым нужно показать конкуренцию для хорошей статистики перед Казначейством), не идти на сговор с конкурентами и периодически проводить антимонопольный аудит вашей торговой деятельности. В части последнего - рекомендуем вам обращаться к профессиональным консультантам.

 

Прим. Информация получена из Пресс-конференции Ингушского УФАС России по обнародованию материалов крупнейшего картельного сговора на торгах (https://www.youtube.com/watch?v=kd4nPATQQ8c)

Консультант – Елена Линк

Нужна консультация адвоката?

Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!

или звоните по номеру прямо сейчас!

+7 (495) 212-92-80