ФАС России наконец-то увидела мнимость коммерческой концессии

По общему правилу, антимонопольным законодательством предусмотрен запрет на заключение «вертикальных» картельных соглашений.

Согласно  пункта 2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - закон о защите конкуренции) запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В пункте 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции содержится понятие «вертикального» соглашения как соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

Однако, указанная статья содержит отсылку на допустимые соглашения.

Так, исключением из общего правила будет являться часть 1 статьи 12 Закона о защите конкуренции допускающая «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.

Летом 2020 года один из производителей напольных покрытий пытался возбудить в ФАС России дело о нарушении АО «Таркетт Рус» антимонопольного законодательства. По мнению Заявителя нарушение выразилось в действиях АО «Таркетт Рус» в существовании между ним и его дистрибьюторами соглашений о запрете на приобретение дистрибьюторами линолеума и паркета иных производителей - конкурентов, что имеет признаки запрещенных вертикальных соглашений, что является нарушением статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В начале мая 2022 г. ФАС России завершила (дело рассматривалось три года) рассмотрение дела в отношении АО «Таркетт Рус» признав их нарушившими пункт 9 части 1 статьи 10 и части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем создания препятствий доступу на рынок линолеума, а также в осуществлении координации, которая может привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами. (Решение пока не опубликовано).

 

В данном деле ФАС России дал оценку законности коммерческой концессии с дистрибьюторами.

 

Договоренность между АО «Таркетт Рус» и дистрибьюторами обличена в форму договоров коммерческой концессии, дистрибьюторам якобы передаются права на использование товарных знаков и ноу-хау, при этом их деятельность ограничена по территориям и ценовому коридору, также предусматривается отказ ими от продажи продукции конкурентов в некоторых видах напольных покрытий.

Дистрибьюторы ведут оптовую деятельность под собственными коммерческими названиями, заключающуюся в перепродаже розничным точкам различных видов напольных покрытий разных производителей, в том числе продукции Таркетт, позиционируют себя на рынке как отдельные субъекты, деятельность с использованием товарного знака Таркетт не ведут, дополнительных услуг не оказывают, работают по договорам поставки с целью перепродажи, а следовательно дополнительное разрешение на использование торговой марки для осуществления такой деятельности не требуется. Дистрибьюторов не объединяют единые стандарты сбыта товаров, информационные системы либо иные внешние признаки, характерные для реализации прав, полученных по договорам коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии по своей идее регулирует передачу комплекса прав на бизнес-модель и призван регулировать франчайзинговые взаимоотношения, когда деятельность осуществляется под товарным знаком Правообладателя. Однако, видимо велик соблазн воспользоваться исключением из антимонопольного законодательства, и использовать запрещенные 135-ФЗ нормы, под прикрытием псевдо-концессии, которая никакими внешними признаками концессии не обладает. Если все производители под видом договора коммерческой концессии будут делить рынок по территориям и ценам, то конкуренция полностью устранится.

АО «Таркетт Рус» также осуществляет комплекс действий и программ, направленных на удержание доли своей продукции на полках магазинах, определяя и выплачивая через дистрибьюторов ретро-бонусы розничным точкам, что в значительной мере делает возможным деление по территориям в оптовом канале сбыта. Размер ретро-бонусов для розничных точек в большой мере зависит от доли представленности линолеума Таркетт на полке магазина, и эта доля не может быть меньше 65% от суммарного количество полочных мест в магазине. Таким образом, данный производитель создает препятствия доступу на розничный рынок линолеума другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, что приводит к ограничению конкуренции.

Крупнейшие оптовые компании в России на рынках напольных покрытий, являющиеся клиентами Таркетт, торгуют в линолеуме и паркете только продукцией компанией Таркетт, что свидетельствует о том, что данное соглашение приводит к ограничению конкуренции. Также, ни в России, ни в Европе, другие производители различных напольных покрытий не используют подобные договоры, так как никакого ноу-хау в перепродаже линолеума и других напольных покрытий, не существует.

 

В заключение, пользуясь таким инструментом как допустимые картельные соглашения, всегда следует  помнить, что недостаточно, а порой опасно с точки зрения наступления антимонопольных рисков назвать (поименовать) соглашение как «Коммерческая концессия», Франшиза и тд.,  недостаточно.    Необходимо, чтобы содержание соглашений содержало элементы, предусмотренные для исполнения целей этих договоров.

В этой связи, консультанты рекомендуют пересмотреть текущие договоры Вашего предприятия на предмет содержания в них недопустимых, картельных условий сделки, а также ввести в Компании систему антимонопольного комплаенса, позволяющего минимизировать риск ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Мы всегда готовы предложить услуги по передаче срочной неисключительной лицензии на право использования ТЗ в составе дистрибьюторского договора, для необходимости использования в договорах элемента «эксклюзивности».

 

Ссылки на публикацию на право.ру 

  • ttps://pravo.ru/story/224750/?desc_search= публикация 14 АВГУСТА 2020, 11:59
  • 2 августа 2021 на сайте Ведомства вышел релиз с громким заголовком «ФАС ВОЗБУДИЛА ДЕЛО НА РЫНКЕ ЛИНОЛЕУМ». (https://fas.gov.ru/news/31413).

 

Автор: Консультант – Елена Линк

Нужна консультация адвоката?

Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!

или звоните по номеру прямо сейчас!

+7 (495) 212-92-80