Сейчас, во время эпидемии коронавируса, предприниматели сталкиваются с ситуациями, при которых сложно исполнять условия договоров, оплачивать аренду и иные обязательные платежи, поэтому возникает вопрос – является ли пандемия форс-мажором? Постараемся ответить на эти вопросы.
Вопрос 1: Какие законы и постановления говорят о введении на территории г. Москвы особого режима в связи с распространением коронавируса?
В Москве введен «режим повышенной готовности» в связи с распространением коронавируса Указом Мэра г. Москвы Сергея Собянина от 05 марта 2020 года № 12-УМ.
Этот режим не обязывает работодателей переводить своих сотрудников на работу связанную с удаленным доступом. Этот вопрос разрешается в каждой организации индивидуально, по соглашению сторон, поскольку является правом, а не обязанностью работодателя.
Также, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья рекомендовано разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов РФ проект плана организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, и предложения по финансированию мероприятий, содержащихся в проекте указанного плана.
Вопрос 2: Разработаны ли властями какие-либо документы, разъясняющие действия граждан и организаций, в связи с распространением коронавируса?
Во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 2, 25 февраля 2020 года, на закрытом совещании в правительстве г. Москвы, разработан трехэтапный план действий «по предупреждению завоза и распространения» коронавирусной инфекции в Москве. План содержит следующие положения:
Как видно из решений столичных властей на 17 марта 2020 года, план действий «по предупреждению завоза и распространения» коронавирусной инфекции, соблюдается.
Вопрос 3: Возможно ли введение режима ЧС на территории г. Москвы в связи с распространением коронавируса, и какие последствия это может повлечь?
Как указано выше, пункт 3 плана действий «по предупреждению завоза и распространения» коронавирусной инфекции в Москве предусматривает, по «особому решению» введение в Москве чрезвычайного положения с комендантским часом в городе, прекращение работы общественного транспорта и запретом на выезд из Москвы.
Данное событие может повлечь за собой полный перевод сотрудников предприятий, не задействованных в жизнеобеспечении города, на работу из дома. Перевод госуслуг МФЦ в онлайн-формат. Ограничение работы торговых центров, закрытие баров, кафе и ресторанов. Прекращение работы общественного транспорта, в том числе метро, и ограничение сообщения с соседними областями.
Вопрос 4: Вправе и должны ли работники в случае введения режима ЧС, осуществлять работу на удаленном доступе?
Естественно, что в случае введения режима ЧС, не все работники в организациях будут иметь возможность осуществлять свою трудовую деятельность на удаленном доступе, исходя из своей трудовой функции.
В этой связи, возможны два наиболее возможных варианта отношений, которые сложатся между работодателем и работником, при выполнении взаимных прав и обязанностей.
В случае принятия решения о работе посредством удаленного доступа, условия трудового договора, достигнутые между сторонами в момент его заключения, изменению не подлежат и сохраняются в неизменном виде. Осуществление трудовой деятельности за пределами своего рабочего места не влечет каких-либо изменений, связанных с необходимыми налоговыми отчислениями налоговыми агентами за работников. Размер налоговых отчислений, при условии сохранения прежнего режима труда и отдыха, остается неизменным.
В случае невозможности осуществления работниками своей трудовой деятельности на удаленном доступе, исходя из характера выполняемой трудовой функции, работодателю следует специальный ввести режим простоя.
Простой – временная приостановка работы по вине работодателя, работника или по независящим от них причинам (Письмо Минтруда от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).
Согласно абзацу 2 ст. 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Согласно п.3, 4, 5 Приказа Роструда от 13.12.2019 N 352 «Об организации работы при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» (вместе с «Порядком действий должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») в случае приостановки деятельности или невозможности обеспечения работников работой, обусловленной трудовым договором, или иной работой в режиме ЧС (ст. 72.2 ТК РФ), работодатель обязан время приостановки работ оформить приказом о введении простоя с оплатой в порядке, установленном статьей 157 ТК РФ.
В условиях ЧС работодатель вправе перевести работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения любых исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, или устранения их последствий (ст. 72.2 ТК РФ), а также привлекать работников к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ), оформив перевод на другую работу и привлечение к сверхурочной работе соответствующим приказом.
Не допускается увольнение не вышедших на работу работников без выяснения причин их невыхода. В случае отсутствия работника на работе по причинам, связанным с ЧС, к работнику не могут быть применены дисциплинарные взыскания, в том числе в виде увольнения.
Вопрос 5: Как должен исчисляться налог при введении режима простоя на предприятии?
В ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.
Учитывая изложенное, полагаю, что организация вправе учесть затраты на выплату заработной платы работникам за время вынужденного простоя в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. (письмо Министерства финансов РФ № 03-03-03/1/208 от 03.04.2007).
Вопрос 6: Какие обстоятельства можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы (форс мажор)?
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) закон определяет как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч. 1 ст. 401 ГК РФ).
При ссылке на обстоятельства непреодолимой силы необходимо предоставить доказательства их наступления.
Необходимо также подтвердить:
— факт наступления обстоятельства непреодолимой силы (акты органов власти, документы МВД России, МЧС России и др.);
— чрезвычайность и непредотвратимость произошедшего;
— соблюдение установленного договором порядка уведомления кредитора о наступлении форс-мажорного обстоятельства и принятие иных разумных мер для уменьшения ущерба кредитора. Если должник этого не сделает, он обязан будет возместить кредитору причиненные убытки (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7);
— обращение в ТПП России, если договор предусматривает подтверждение непреодолимой силы с помощью этого документа в целях фиксации факта обращения.
При этом бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от ответственности, лежит на должнике (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
Необходимо также отметить, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не означает возможность дальнейшего неисполнения своих обязательств контрагентами. Срок исполнения обязательств по договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства.
Вопрос 7: Каким образом регулируются правоотношения сторон, при неисполнении обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы, если одной из сторон является иностранное физическое или юридическое лицо?
Данные правоотношения сторон, в которых участвуют иностранные физические или юридические лица, регулируются иным образом.
На основании Закона РФ от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» ТПП России свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора, утвержденного постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23 декабря 2015 года, решение о выдаче сертификата об обстоятельствах форс-мажора принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий контракта и документов компетентных органов Российской Федерации, подтверждающих наличие события, на которое организация ссылается в своем заявлении.
На основании выдаваемого ТПП России сертификата об обстоятельствах форс-мажора сторона внешнеторгового контракта освобождается от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
Оформление сертификата о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) относится к исключительной компетенции ТПП России. Торгово-промышленные палаты вправе осуществлять консультирование заинтересованных лиц по вопросам оформления и выдачи ТПП России сертификатов о форс-мажоре (п. 4.10 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).
Вопрос 8: Какие имеются юридические основания для пересмотра условий договоров во время распространения коронавирусной инфекции?
При заключении договоров между контрагентами, особенно долгосрочных, нацеленных на длительное сотрудничество, невозможно предусмотреть все обстоятельства, которые могут произойти во время исполнения обязательств по заключенному договору.
В связи с распространением коронавирусной инфекции у сторон договора может возникнуть риск возникновения ответственности, связанной с неисполнением своих обязательств по договору. Во избежание такой ответственности стороны могут сослаться на следующие нормы гражданского законодательства:
— действие обстоятельств непреодолимой силы (ч. 3 ст. 401 ГК РФ);
— невозможность исполнения обязательства (ст. 416, 417 ГК РФ);
— существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).
В целях предотвращения разногласий о том, какие обстоятельства признавать обстоятельствами непреодолимой силы, необходимо закрепить конкретный перечень таких обстоятельств в договоре.
Обязательство прекращается невозможностью исполнения, когда обязательство невозможно исполнить физически. Однако если невозможность носит временный характер, то ст. 416 ГК РФ применяться не будет. Также если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части (ст. 417 ГК РФ).
В случае если обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора, меняются существенным образом, это может являться основанием для его изменения или расторжения (ст. 451 ГК РФ). Стороны могут изменить или расторгнуть договор по обоюдному согласию или по заявлению одной из сторон в судебном порядке.
Таким образом, пересмотр условий договоров во время распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на указанные выше нормы возможен при соблюдении всех требований, предусмотренных законодательством РФ.
Само по себе введение режима повышенной готовности не является безусловным основанием для освобождения сторон от ответственности за нарушение любого обязательства.
Вопрос 9: Возможно ли требовать снижения арендных плат в торговых центрах, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы в связи с падением трафика?
Указом Мэра Москвы № 20-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» от 14 марта 2020 г. установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.»
В силу п. 3. ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Конкретный перечень обстоятельств непреодолимой силы российским законодательством не установлен. Вопрос отнесения конкретного случая к такому обстоятельству будет решаться судом в индивидуальном порядке.
Необходимо отметить, что в случае с коронавирусной инфекцией арендаторам также необходимо будет доказать наличие причинно-следственной связи между невозможностью надлежащего исполнения обязательств по договору аренды и распространением коронавирусной инфекции. В настоящий момент такую связь напрямую проследить невозможно. Никаких законодательных актов о принудительном закрытии торговых центров на настоящий момент принято не было. Думается, что в таких случаях точку в споре поставит суд в своем решении, если дело станет объектом судебного разбирательства.
Если у вас возникли вопросы по ситуации с форс-мажором — обращайтесь!
Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!
или звоните по номеру прямо сейчас!