Представьте себе ситуацию, когда Вы решили открыть собственный бизнес, а, может, Вы его уже открыли. Юридическое лицо учреждено, все формальности по регистрации позади, соблюдены все требования закона и вроде бы все прекрасно. И тут Вы с учредителями или без них решаете, что для узнаваемости Вашей компании необходим бренд, логотип, а согласно Гражданскому Кодексу – товарный знак, а именно некое средство индивидуализации, позволяющее отличать товары и услуги от других производителей.
Дальше возникает вопрос создания товарного знака. Конечно, это прекрасно, если Вы обладаете творческим потенциалом и сами разработаете товарный знак. Но Вы уверены, что не воспроизведете чью-то идею, которая уже нашла воплощение и прошла регистрацию?
Совет №1. Произвести поиск и проверку Вашего будущего товарного знака на предмет смешения его с уже зарегистрированными товарными знаками.
Если Вы уверены, что нет зарегистрированных товарных знаков, тождественных и сходных с Вашим, то можно приступать к подаче заявки на регистрацию товарного знака в Роспатент, соблюдая все формальности. Следуя этому совету, Вы минимизируете риски по использованию чужого зарегистрированного товарного знака и, как следствие, обезопасите себя и свою компанию от притязаний, ведь согласно статье 1515 Гражданского кодекса РФ, правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от 10000 (десяти тысяч) до 5000000 (пяти миллионов рублей), определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
В ст. 180 УК РФ предусмотрено также наказание за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров в виде штрафа, а также лишения свободы сроком до 5 лет.
Если же поиск выдал один (или несколько) зарегистрированных знаков – убедитесь, используются ли они? Ведь если знак не используется, то по заявлению заинтересованного лица можно требовать досрочного прекращения правовой охраны такого знака.
И все же данная ситуация самая мирная и, к сожалению, довольно редкая. Рассмотрим более интересные случаи. Например, не обладая творческим потенциалом, специальными знаниями или же элементарно временем на создание товарного знака, Вы обращаетесь за услугой к дизайнеру, который разрабатывает по Вашему заказу желаемый объект. Это может быть графическое изображение или словесное. И вот тут есть риск возникновения первой ошибки, которую так часто можно наблюдать в практике – отсутствие договора на оказание услуг или же договора авторского заказа, отсутствие надлежаще оформленной оплаты (часто это может быть простой перевод физическому лицу от одного из работников компании) и, самое главное, о чем многие забывают – акта приема-передачи. В связи с этим,
Совет №2. Всегда заключайте официальный договор с дизайнером. Не поленитесь создать наиболее полный бриф. Оплачивайте оказанные услуги со счета Вашей компании. И, наконец, получите все права на созданный объект интеллектуальной собственности – Ваш товарный знак по акту приема-передачи таких прав.
Стоит ли напоминать о том, что отсутствие договора снимает с дизайнера ответственность как минимум за новизну Вашего бренда? Ну а о вопросах соблюдения сроков и порядка оплаты, пожалуй, и так все ясно.
А вот еще одна ситуация, которая встречается не реже предыдущей. Российские производители и предприниматели по каким-то неведомым порой причинамне придают значения регистрации товарного знака, хотя активно его используют в своей деятельности. И вот у компании есть бренд, компания работает уже много лет на рынке, завоевала даже, возможно, любовь и признание потребителя, но появляется некий злодей, который, пользуясь популярностью нашей компании, подает заявку на регистрацию нашего товарного знака и регистрирует его.
Следующим шагом такого недобросовестного поведения будет направление Вам претензии о взыскании внушительной суммы за незаконное использование зарегистрированного товарного знака. И в суде уже придется доказывать Вам, кто из вас нечестный участник рынка. А ведь на раскрутку логотипа ушло немало сил, времени и денег, а уж о наличии порой на складах тонн маркированной продукции можно и не упоминать.
Помимо такого злоупотребления правом и акта недобросовестной конкуренции, часто товарные знаки регистрируются участниками рынка и впоследствии не используются. В таком случае, в судебном порядке необходимо будет доказать неиспользование товарного знака в течение непрерывных трех лет истребовать досрочного прекращения охраны.
Нередки так же случаи, когда некогда дружная компания учредителей ссорится и каждый из учредителей становится конкурентом друг другу. Кому же будет принадлежать права на товарный знак? Кто воспользуется уже имеющейся популярностью бренда? Такие дела относятся к категории особо сложных и всегда индивидуальны.
В связи с тем, что товарные знаки (бренды) представляют собой со временем серьезный актив компании, то это открывает возможность для его реализации и получения при необходимости и желании финансовой выгоды. Немало споров вокруг передачи и отчуждения прав на товарный знак. Здесь важно обратиться к специалисту за составлением качественного соглашения о передаче таких прав в целях минимизации рисков по признанию такого соглашения недействительными или последующего расторжения такого соглашения.
Размах судебных тяжб порой лишний раз подтверждает всю важность и необходимость защиты прав на товарный знак, ведь потребитель зачастую идентифицирует товар не по фирменному наименованию компании, а по логотипу. Именно он делает Вашу компанию узнаваемой.
Если у вас есть спор по товарным знакам — обращайтесь к нам по телефонам на сайте, поделимся своим опытом!
Адвокат Сумма Наталья Владимировна
Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!
или звоните по номеру прямо сейчас!