Как правильно осуществить защиту деловой репутации?

Сегодня деловая репутация как никогда играет особо важную роль. Единожды допущенное нарушение или ошибка влечет за собой существенные убытки и потерю доверия потребителя. Даже в случае ответственного подхода руководителей юридического лица, нельзя исключать недобросовестное поведение конкурентов.

Как же защитить бизнес? Как сохранить деловую репутацию компании и сделать это на законном основании?

Законодателем предусмотрен механизм защиты деловой репутации в ст. 152 Гражданского Кодекса РФ, однако само понятие деловой репутации закон не раскрывает.

По сути, если говорить простым языком, то деловая репутация – это нематериальный актив, представляющий собой оценку деятельности лица с точки зрения его деловых качеств, представление, мнение о достоинствах и недостатках компании.

Деловая репутация может отражаться в бухучете как актив особого рода (раздел VIII Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н).

Необходимо отметить позицию Верховного Суда РФ, в соответствии с которой право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из условий их успешной деятельности (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», далее — Постановление Пленума N 3).

При этом деловая репутация организации как профессиональная репутация, которая заработана в среде аналогичных профессионалов (например, коммерсантов), а также в среде лиц, на которых направлена деятельность организации (например, потребителей товаров, работ, услуг), включает в себя профессиональную репутацию как самой организации, так и ее руководителей (Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2015 по делу N 307-ЭС15-5345, А56-17708/2014).

Надлежащими ответчиками по делам анализируемой категории являются авторы не соответствующих действительности сведений, а также лица, распространившие эти сведения, например, средства массовой информации, которые, как показывает обзор судебной практики, привлекаются в качестве ответчиков по делам указанной категории в четыре раза реже, чем граждане или юридические лица.

Теперь остановимся на способах защиты нарушенного права:

1) опровержение порочащих деловую репутацию сведений.

Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения, или другим аналогичным способом (ч. ч. 1- 2 ст. 152ГК РФ).

2) опубликование своего ответа в тех же СМИ, которые распространили сведения (п. 2 ст. 152ГК РФ).

3) замена или отзыв документа, исходящего от организации, если он содержит порочащие репутацию сведения (п. 3 ст. 152ГК РФ).

4) удаление информации, запрещение и пресечение дальнейшего распространения информации, в т.ч. путем уничтожения носителей информации (п. 4 ст. 152ГК РФ).

При этом, распространением признается опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио и телевидению (и иными способами), а также изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу;

4.1) удаление информации в сети Интернет (п. 5 ст. 152ГК РФ), если после распространения порочащих репутацию сведений они оказались в сети Интернет.

5) возмещение убытков, причиненных распространением порочащих сведений (п. 9 ст. 152ГК РФ).

В отношении юридического лица речь идет о возможности возмещения материального вреда, причиненного распространением таких сведений при доказанности причинно-следственной связи между распространением сведений и причинением вреда (ст. 1064ГК РФ).

Согласно п. 11 ст. 152ГК РФ юридические лица не могут требовать компенсации морального вреда за причинение ущерба деловой репутации.

В настоящее время юридические лица пытаются обойти подобный запрет, заявляя требования о возмещении компенсации репутационного вреда (или нематериального вреда, причиненного деловой репутации). Судебная практика по взысканию репутационного вреда довольно противоречива, однако детальное изучение конкретного дела позволит сделать реальное выводы о возможности удовлетворения заявленных требований.

Нужна консультация адвоката?

Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!

или звоните по номеру прямо сейчас!

+7 (495) 212-92-80