Какие споры бывают по договорам поставки, как правильно поступить при заключении договора и возникновении спора?
Среди всех договоров, заключаемых в бизнес среде, самым распространенным является договор поставки. Причин спора по договору поставки может быть множество, но наиболее часто на практике встречаются следующие:
Большая часть споров по поставке возникает из-за неправильно составленного договора. Казалось бы, нет ничего проще, указать наименование товара, цену, когда и кому планируется поставить товар. Однако на деле это лишь вершина айсберга, и каждый пункт договора требует тщательной и кропотливой проработки, с адаптацией под вашу модель ведения бизнеса.
Именно поэтому крайне нежелательно использовать типовые договоры из интернета, а вместо этого привлечь опытного юриста уже на этапе составления договора. Юрист поможет вам определить и правильно сформулировать обязательные к согласованию положения договора, а также выявить возможные риски, связанные с положениями, которые может попытаться внести в договор потенциально недобросовестный контрагент.
Основное положение договора, которое должно быть согласовано в договоре поставки, это его предмет, то есть подлежащий поставке товар. Конкретнее – его наименование, количество и отличительные признаки, которые помогут безошибочно и однозначно идентифицировать товар, что является критичным для разрешения спора.
Размытые формулировки могут послужить основанием для признания договора незаключенным, или как минимум существенно усложнить доказывание в суде. Кроме того, крайне желательно согласовать конкретный срок поставки, иначе суд может расценить договор в качестве договора купли-продажи, а не поставки, а в этом случае применяются другие нормы законодательства и другие меры ответственности.
Если спорной ситуации избежать все же не удалось, а переговоры зашли в тупик, то, в первую очередь, необходимо провести анализ имеющейся документации, и подкрепив свои доводы буквой закона, направить другой стороне досудебную претензию. Зачем это нужно:
В нашей практике был случай, когда покупатель оплатил 50% стоимости оборудования, которое должен был поставить наш клиент - поставщик, а после закупки поставщиком оборудования для поставки, направил уведомление о расторжении договора и возврате денежных средств. Основываясь на положениях договора и нормах законодательства, нами была составлена претензия, которой мы уведомили покупателя о том, что его отказ от исполнения договора является неправомерным и необоснованным, а также повлечет убытки для поставщика, которые будут возложены на покупателя. Взвесив все «за» и «против», покупатель отозвал свой отказ, оплатил товар в полном объеме и принял его без замечаний.
В случае если претензия поступила вам, ни в коем случае не стоит ее игнорировать, или отказываться от получения. Ситуацию это точно не улучшит, а только упростит последующее судебное разбирательство для истца. Внимательно изучите доводы, изложенные в претензии, лучше вместе с юристом, и подберите контраргументы, которые станут основой вашей правовой позиции в суде.
В рамках судебного разбирательства по договорам поставки, ключом к успеху является правильно составленная и оформленная документация, подтверждающая факты отгрузки, получения товара, подписанные обеими сторонами товарные накладные, акты сверки и любые другие документы, достоверно подтверждающие исполнение сторонами условий договора.
Однако если часть документов утеряна, или не была оформлена надлежащим образом, в качестве доказательства могут выступать также свидетельские показания и переписка сторон. Причем допускается использование как переписки по почте, так и электронной. Для удобства и экономии времени можно указать в договоре, что стороны признают юридическую силу документов, направленных по электронной почте, и обязательно указать адреса электронной почты, с которых будет вестись переписка между сторонами. Если иск заявлен по качеству товара, может потребоваться проведение экспертизы, которой будет установлено соответствие или несоответствие поставленного товара требованиям, согласованным в договоре.
Говоря об ускорении разрешения споров, особенно в тех случаях, когда договор заключен на крупную сумму, возможно имеет смысл сделать в договоре так называемую «третейскую оговорку», подразумевающую собой возможность передачи спора в арбитражное учреждение. В отличие от государственных судов, арбитражные учреждения работают значительно быстрее, к тому же в договоре можно указать окончательность решения арбитражного учреждения, что не позволит другой стороне затягивать исполнение решения, постоянно обжалуя его. Практика показывает, что такой пункт зачастую отпугивает недобросовестных контрагентов, в связи со сложностью обжалования решения и более высокими судебными издержками.
В любом случае, воспользуетесь ли вы услугами арбитражного учреждения, обратитесь в государственный суд, и попытаетесь решить спор во внесудебном порядке настоятельно рекомендуем заручиться поддержкой квалифицированного юриста, который поможет выработать стратегию ведения спора, и соблюсти все процессуальные нюансы, для экономии вашего времени и денег.
Если вам нужна помощь по составлению правильного договора — звоните нам, мы поможем сделать документ юридически правильным и у вас не будет проблем с поставкой!
Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!
или звоните по номеру прямо сейчас!