Налоговые проверки

Налоговые проверки являются формой налогового контроля и делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В ходе камеральной проверки осуществляется текущий контроль налогоплательщика, поэтому отдельного решения о проведении проверки не принимается.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок вправе дополнительно представить и документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Обязательное проведение камеральной проверки предусмотрено при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога. В этом случае, после представления налогоплательщиком налоговой декларации, налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. По результатам проверки принимается решение о возмещении суммы налога или об отказе в возмещении суммы налога.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца с момента представления декларации.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно соответствовать требованиям, предусмотренным Налоговым кодексом.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа налоговая проверка может быть приостановлено в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, может быть проведена повторная выездная проверка налогоплательщика.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы. Так же при проведении выездной налоговой проверки могут быть получены показания свидетелей, осуществлен осмотр помещений налогоплательщика, истребование документов у третьих лиц, выемка документов и предметов, проведена экспертиза, привлечены специалисты. Все указанные мероприятия осуществляются с соблюдением требований, установленных Налоговым кодексом.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 дней со дня получения разногласий.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (в апелляционном порядке) в течение десяти дней с момента вручения решения налогоплательщику. В случае, если решение не обжалованного в апелляционном порядке, оно вступает в силу по истечении срока, установленного на обжалование. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Нужна консультация адвоката?

Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!

или звоните по номеру прямо сейчас!

+7 (495) 212-92-80