Общие положения.
 
Российскому законодательству неизвестно такое понятие как «интернет-магазин», несмотря на его частое употребление в обиходе.
Общераспространённое определение «интернет-магазина» сводится к тому, что это «магазин, размещённый в интернете». Если хоть немного понимать специфику глобальной сети интернет, то такое определение достаточно понятно. 
Интернет-магазин – это страница (или сайт) в сети интернет с размещённой на ней информацией о товарах, работах и услугах, которые можно или приобрести, или заказать. На этом же сайте обозначаются условия приобретения и заказа. Главная особенность полноценного интернет-магазина в том, что на такой странице технически реализована не только возможность выбора и заказа товара, работы или услуги, но и возможность выбора способа и произведения оплаты, а также выбора и оплаты способа доставки товара, приёма работы или услуги.
Практически интернет-магазин – это виртуальный инструмент, позволяющий заниматься дистанционной торговлей, а также дистанционным заключением договоров на выполнение работ и оказание услуг. Поскольку интернет-магазин – инструмент, совокупность технических возможностей для дистанционной торговли, то сам по себе интернет-магазин не является ни объектом права, ни субъектом права. 
Именно с этой позиции следует рассматривать вопросы организации, деятельности и налогообложения интернет-магазина. 
 
Организационные моменты создания интернет-магазина.
 
Владельцами интернет-магазина могут выступать организации (юридические лица) и физические лица. 
Торговая деятельность, осуществляемая через интернет-магазин, направлена на получение прибыли, то она считается предпринимательской, а потому должна осуществляться только субъектами предпринимательской деятельности.
Физическому лицу для легитимного ведения подобной деятельности следует либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, либо учредить организацию-юридическое лицо. 
Выбор организационно-правовой формы (ОПФ) для ведения торговой деятельности через интернет-магазин не всегда является однозначным. 
Безусловно, что наименее затратным и наиболее простым способом оформления является регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Однако это применимо лишь в случае индивидуального инвестирования и ведения бизнеса, т.е. при отсутствии партнёров. Во всех остальных случаях следует учреждать организацию. 
Вопрос о выборе ОПФ юридического лица для ведения деятельности через интернет-магазин – это тема отдельной статьи. Наиболее приемлемы как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерные общества. У каждого их них – свои плюсы и минусы, и делать свой выбор между ними необходимо с учётом индивидуальных особенностей каждой ситуации создания интернет-магазина и целей такой деятельности.
Несоблюдение условий о ведении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без регистрации юридического лица влечёт административную ответственность, а за аналогичные действия, сопряжённые с извлечением дохода в сумме свыше полутора миллионов рублей, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.
 
Основные моменты налогообложения деятельности интернет-магазинов.
Нормы российского налогового законодательства не предусматривают специальных правил, согласно которым страница в интернете являлась бы самостоятельным налогооблагаемым объектом, и уж тем более не устанавливают статус интернет-магазина как субъекта налоговых отношений.
Все вопросы налогообложения, возникающие в связи с обладанием интернет-магазином и его функционированием – это вопросы налогообложения, связанные с деятельностью того лица (физического или юридического), которому принадлежат права на этот виртуальный инструмент. А поскольку через интернет –магазин реализована, в первую очередь, возможность купли-продажи товаров, то вопросы налогообложения интернет-магазина - это налогообложение оборотов и доходов от торговой деятельности, производимой с помощью виртуального инструмента «интернет-магазин», непосредственно самого лица-владельца интернет-магазина.
Таким образом, налогообложение интернет-магазина юридически сводится к налогообложению обычной оффлайновой дистанционной торговой деятельности по общеустановленным правилам.
Эти правила в зависимости от различных условий реализуются посредством нескольких систем налогообложения.
1. Общая система налогообложения (ОСНО).
2. Упрощённая система налогообложения (УСНО).
3. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (ЕНВД).
4. Патентная система налогообложения (ПСНО).
Остановимся на самых ключевых моментах, которые следует знать и учитывать владельцам интернет-магазинов.
 
Основными и чаще всего используемыми являются общая и упрощённая системы налогообложения. И тут надо чётко знать: применение одной из них исключает возможность применения другой. 
Две других системы налогообложения, как правило, для интернет-магазина носят второстепенный характер и могут использоваться в весьма ограниченных случаях и, чаще всего, как дополнение к ОСНО или УСНО, когда торговля через интернет-магазин является неосновной деятельностью лица.
ОСНО.
 
1. Общая система налогообложения применяется во всех случаях, когда налогоплательщиком при соблюдении условий не заявлено о применении любой другой системы налогообложения. 
При ОСНО нет исключений для уплаты того или иного налога. Уплачиваются все налоги, если у налогоплательщика появляется соответствующий объект налогообложения. Разница существует лишь в налогообложении различных категорий субъектов налогообложения: организаций и физических лиц.
Основные уплачиваемые налоги, связанные с осуществлением торговли через интернет-магазин:
- налог на добавленную стоимость (ставки 10% или 18% в зависимости от реализуемого товара);
- налог на прибыль организаций (20% с прибыли организации);
- налог на доходы физических лиц (13% от дохода физического лица).
Все прочие налоги уплачиваются не столько в связи с торговой деятельностью с использованием интернет-магазина, сколько из-за наличия прочих объектов налогообложения.
УСНО.
 
2. Упрощённая система налогообложения применяется только на основании добровольного волеизъявления налогоплательщика при соблюдении определённых условий.
Основные условия применения УСНО: 
- предельная величина дохода налогоплательщика за налоговый период (календарный год) не должна превышать 60 млн. рублей;
- предельная средняя численность работников налогоплательщика за налоговый период (календарный год) не должна превышать 100 человек;
- стоимость основных средств организации не должна превышать 100 млн. рублей;
- налогоплательщик не должен входить в одну из категорий налогоплательщиков, которые прямо перечислены в законе (иностранные организации, организации с более чем 25-ти процентным участием других организаций, организации, имеющие филиалы и представительства и т.п.)
 
При использовании УСНО есть два ключевых преимущества:
- неуплата отдельных налогов, входящих в состав ОСНО, которые связаны с торговой деятельностью: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц.
- налогообложение доходов от торговой деятельности по ставкам, отличающимся в меньшую сторону.
Ставки налогообложения при УСНО:
- 6% - когда используется вариант УСНО, когда объект налогообложения - только полученные доходы (выручка);
- 15% - когда используется вариант УСНО, когда объект налогообложения – разница между полученными доходами (выручкой) и расходами.
 
Как правило, если деятельность по торговле товарами через интернет-магазин является основным видом деятельности организации или физического лица, то наиболее приемлема именно упрощённая система налогообложения. 
Особо следует отметить, что применение УСНО возможно только субъектами предпринимательской деятельности, к которым относятся или организации (юридические лица), или индивидуальные предприниматели (физические лица, приобретшие соответствующий статус для занятия предпринимательской деятельностью). 
Две другие системы налогообложения: ЕНВД и ПСНО - являются неосновными, и в сфере торговли через интернет-магазин хотя и могут использоваться, но очень редко и с большими ограничениями.
 
Основное условие их применения: торговая деятельность через интернет-магазин носит усечённый характер. В частности, когда страница интернет-магазина используется только для выбора и резервирования товара без возможности его оплаты и без возможности заказа доставки выбранного товара, заказанный же товар оплачивается и забирается самим покупателем по физическому месту выдачи товара продавцом, а само место выдачи товара отвечает установленным требованиям физического свойства: стационарность и площадь торгового зала.
 
Заключение.
 
Во всех случаях ведение деятельности через интернет-магазин требует полного и надлежащего исчисления налогов и их уплаты. Владельцам интернет-магазинов не следует рассчитывать на то, что «онлайновый» статус интернет-магазина позволит раствориться в виртуальном пространстве и избежать надлежащей «оффлайновой» регистрации предпринимательской деятельности и  «оффлайновой» уплаты налогов. 
Ведение предпринимательской деятельности посредством торговли через интернет-магазин без государственной регистрации, с одной стороны, влечёт административную или уголовную ответственность, а, с другой стороны, неуплата налогов от такой, даже незарегистрированной, деятельности, влечёт налоговую, и, при определённых условиях – уголовную ответственность. 
Кажущаяся виртуальность интернет-магазина требует полноценного реального юридического оформления, а также реального исчисления и полной и своевременной уплаты реальных налогов.
 
АЛЕКСЕЙ КОНЧИН, руководитель корпоративной и налоговой практики. 

 

 

Запишитесь на консультацию! 

Ваше имя*:
Номер телефона*:
Ваш город*:
E-mail*:
Сообщение*:

Нажимая кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку указанных в заявке персональных данных

 

Если Вы хотите задать или обсудить свой вопрос лично - звоните!

+ 7 (495) 212-92-80

 

Интересные статьи
НАШ ОПРОС