Защита чести, достоинства и деловой репутации в арбитражном процессе

С момента создания в российской правовой системе арбитражных судов существенно изменился и характер споров рассматриваемых российскими судами, связанными с нематериальными благами. Так, институт защиты деловой репутации юридических лиц приобретает все большее значение, а количество рассмотренных дел настоящей категории состоит в прямой зависимости от развития рыночных отношений в России.

Юридическими основаниями для обращения в арбитражный суд с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации являются положения Гражданского кодекса РФ, Арбитражно-процессуального кодекса РФ, Федерального закона «О средствах массовой информации». Стоит также упомянуть и о том, что отношения по защите чести, достоинства и деловой репутации в арбитражном процессе могут вытекать из норм, регулирующих отношения в гражданско-правовом и уголовно-правовом процессе. Иными словами, в случае причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации участнику предпринимательских правоотношений либо иной экономической деятельности в ходе судебного процесса в суде общей юрисдикции либо при расследовании (рассмотрении) уголовного дела также может являться для обращения в арбитражный суд с соответствующим исковым требованием.

Примеры исков

Примерами настоящих исков могут служить наводнившие в последние годы средства массовой информации сообщения о проведении процессуальных проверок, возбуждении уголовных дел, проведении обысков в тех или иных коммерческих организациях, с обязательным упоминанием представителями правоохранительных органов о нарушении субъектами предпринимательских отношений и иных субъектов экономической деятельности действующего законодательства. Стоит отметить, что действующим законодательством предусмотрено, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Таким образом, умышленное разглашение материалов уголовного дела возбужденного в отношении предпринимателя либо лиц, выполняющих отдельные функции в коммерческой организации, причиняющее вред чести и достоинству, деловой репутации, субъектам предпринимательской деятельности, влекущее прямые финансовые потери от указанной неправомерной «рекламы», может являться юридическим основанием для обращения с иском в арбитражный суд.

Способы защиты

Ключевым при обращении в арбитражный суд и подлежащим обязательному доказыванию является причинение ущерба деловой репутации участнику предпринимательских правоотношений либо иной экономической деятельности.

Согласно ст.150 Гражданского кодекса РФ деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных.

В соответствии с п.1 ст.152 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Принимая во внимание, что для применения указанных способов защиты, необходимо наличие факта нарушения ответчиками деловой репутации, по делу подлежат установлению следующие существенные обстоятельства:

  1. факт распространения сведений;
  2. порочащий характер сведений;
  3. несоответствие сведений действительности.

Сведениями, порочащими деловую репутацию юридического лица или предпринимателя, судебные органы признают:

  • сведения, не соответствующие действительности,
  • сведения, содержащие утверждения о нарушении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом действующего законодательства;
  • сведения, содержащие утверждения о нарушении моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность и т.п.);
  • сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию индивидуального предпринимателя или юридического лица.

П.7 Постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» №3 от 24.02.2005 г. предусмотрены критерии определения сведений, не соответствующих действительности и отнесения их к категории порочащих, а также установлено распределение обязанностей по доказыванию: соответствие действительности распространенных сведений обязан доказать ответчик независимо от того, предъявлен ли иск о защите чести, достоинства, деловой репутации либо о возложении на средства массовой информации обязанности опубликовать ответ истца на публикацию; истец же обязан доказать сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер распространенных сведений.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кино, хроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной форме, хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Способы причинения ущерба

В соответствии со сложившейся судебной практикой способом причинения ущерба является распространение (опубликование) соответствующих сведений:

  • в печатных средствах массовой информации;
  • по радио;
  • на телевидении;
  • в сети Интернет;
  • посредством размещения наружной (уличной) рекламы.

Учитывая положения ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. и ст.29 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, правовую позицию Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности, которые можно проверить, и оценочные суждения, мнения, утверждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст.152 Гражданского кодекса РФ, поскольку, являясь выражениями субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Наиболее часто приходится защищать интересы доверителей по делам, связанным с распространением сведений о них в средствах массовой информации, в связи с чем, полагаю возможным акцентировать внимание на том, что в соответствии со ст. 56 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-1 от 27.12.1991 г. учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации.

Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства РФ.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №3 от 24.02.2005 г. надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, то есть организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации (ч. 9 ст.2 Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-1 от 27.12.1991 г.).

Существенным условием защиты чести, достоинства и деловой репутации предпринимателей и юридических лиц является законодательное закрепление об отсутствии сроков исковой давности по делам настоящей категории, что свидетельствует о повышенном внимании со стороны государства к законным интересам хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, не стоит забывать о том, что СМИ (в частности, осуществляющие телевещание) хранят видеоматериалы, которые можно использовать в качестве доказательств по делу, не менее 1 месяца, что, как правило понимается самими средствами массовой информации, как не более 1 месяца 1 дня, а это уже существенно затрудняет доказывание факта распространнения.

 

Сергей ГОРБАЧЕВ

адвокат, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Легис Групп»

Нужна консультация адвоката?

Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!

или звоните по номеру прямо сейчас!

+7 (495) 212-92-80