Что делать при нарушении товарного знака? Как защищаться?

Представьте себе ситуацию, когда Вы решили открыть собственный бизнес, а, может, Вы его уже открыли. Юридическое лицо учреждено, все формальности по регистрации позади, соблюдены все требования закона и вроде бы все прекрасно. И тут Вы с учредителями или без них решаете, что для узнаваемости Вашей компании необходим бренд, логотип, а согласно Гражданскому Кодексу – товарный знак, а именно некое средство индивидуализации, позволяющее отличать товары и услуги от других производителей.

Дальше возникает вопрос создания товарного знака. Конечно, это прекрасно, если Вы обладаете творческим потенциалом и сами разработаете товарный знак. Но Вы уверены, что не воспроизведете чью-то идею, которая уже нашла воплощение и прошла регистрацию?

Совет №1. Произвести поиск и проверку Вашего будущего товарного знака на предмет смешения его с уже зарегистрированными товарными знаками.

Если Вы уверены, что нет зарегистрированных товарных знаков, тождественных и сходных с Вашим, то можно приступать к подаче заявки на регистрацию товарного знака в Роспатент, соблюдая все формальности. Следуя этому совету, Вы минимизируете риски по использованию чужого зарегистрированного товарного знака и, как следствие, обезопасите себя и свою компанию от притязаний, ведь согласно статье 1515 Гражданского кодекса РФ,  правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от 10000 (десяти тысяч) до 5000000 (пяти миллионов рублей), определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В ст. 180 УК РФ предусмотрено также наказание за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров в виде штрафа, а также лишения свободы сроком до 5 лет.

Если же поиск выдал один (или несколько) зарегистрированных знаков – убедитесь, используются ли они? Ведь если знак не используется, то по заявлению заинтересованного лица можно требовать досрочного прекращения правовой охраны такого знака.

И все же данная ситуация самая мирная и, к сожалению, довольно редкая. Рассмотрим более интересные случаи. Например, не обладая творческим потенциалом, специальными знаниями или же элементарно временем на создание товарного знака, Вы обращаетесь за услугой к дизайнеру, который разрабатывает по Вашему заказу желаемый объект. Это может быть графическое изображение или словесное. И вот тут есть риск возникновения первой ошибки, которую так часто можно наблюдать в практике – отсутствие договора на оказание услуг или же договора авторского заказа, отсутствие надлежаще оформленной оплаты (часто это может быть простой перевод физическому лицу от одного из работников компании) и, самое главное, о чем многие забывают – акта приема-передачи. В связи с этим,

Совет №2. Всегда заключайте официальный договор с дизайнером. Не поленитесь создать наиболее полный бриф. Оплачивайте оказанные услуги со счета Вашей компании. И, наконец, получите все права на созданный объект интеллектуальной собственности – Ваш товарный знак по акту приема-передачи таких прав.

Стоит ли напоминать о том, что отсутствие договора снимает с дизайнера ответственность как минимум за новизну Вашего бренда? Ну а о вопросах соблюдения сроков и порядка оплаты, пожалуй, и так все ясно.

А вот еще одна ситуация, которая встречается не реже предыдущей. Российские производители и предприниматели по каким-то неведомым порой причинамне придают значения регистрации товарного знака, хотя активно его используют в своей деятельности. И вот у компании есть бренд, компания работает уже много лет на рынке, завоевала даже, возможно, любовь и признание потребителя, но появляется некий злодей, который, пользуясь популярностью нашей компании, подает заявку на регистрацию нашего товарного знака и регистрирует его.

Следующим шагом такого недобросовестного поведения будет направление Вам претензии о взыскании внушительной суммы за незаконное использование зарегистрированного товарного знака. И в суде уже придется доказывать Вам, кто из вас нечестный участник рынка. А ведь на раскрутку логотипа ушло немало сил, времени и денег, а уж о наличии порой на складах тонн маркированной продукции можно и не упоминать.

Помимо такого злоупотребления правом и акта недобросовестной конкуренции, часто товарные знаки регистрируются участниками рынка и впоследствии не используются. В таком случае, в судебном порядке необходимо будет доказать неиспользование товарного знака в течение непрерывных трех лет  истребовать досрочного прекращения охраны.

Нередки так же случаи, когда некогда дружная компания учредителей ссорится и каждый из учредителей становится конкурентом друг другу. Кому же будет принадлежать права на товарный знак? Кто воспользуется уже имеющейся популярностью бренда? Такие дела относятся к категории особо сложных и всегда индивидуальны.

В связи с тем, что товарные знаки (бренды) представляют собой со временем серьезный актив компании, то это открывает возможность для его реализации и получения при необходимости и желании финансовой выгоды. Немало споров вокруг передачи и отчуждения прав на товарный знак. Здесь важно обратиться к специалисту за составлением качественного соглашения о передаче таких прав в целях минимизации рисков по признанию такого соглашения недействительными или последующего расторжения такого соглашения.

Размах судебных тяжб порой лишний раз подтверждает всю важность и необходимость защиты прав на товарный знак, ведь потребитель зачастую идентифицирует товар не по фирменному наименованию компании, а по логотипу. Именно он делает Вашу компанию узнаваемой.

Если у вас есть спор по товарным знакам — обращайтесь к нам по телефонам на сайте, поделимся своим опытом!

Также почитайте полезный материал Какие бывают нарушения интеллектуальных прав

Сумма Наталья Владимировна, адвокат МКА «Легис Групп»