Врачебная ошибка

За последние 20 лет наше государство, общество шагнули далеко в перёд в своём развитии. Многие сферы деятельности существенно преобразились. Государством создаются условия, позволяющие гражданам рассчитывать  на получение качественных услуг, в том числе в сфере медицины. К сожалению, несмотря на наличие положительной тенденции (строительство новых больниц, модернизация медицинского оборудования и т.д.), понятие «Врачебная ошибка» всё чаще входит в наш бытовой лексикон и заставляет болезненно относиться к каждой трагедии, которая стала возможна в результате оказания тем или иным людям неквалифицированной медицинской помощи.

Зачастую, при возникновении подобной ситуации, пострадавшие сталкиваются с дилеммой относительно того, куда необходимо обращаться? Какой из существующих в стране органов в состоянии оказать помощь и создать все необходимые условия для восстановления нарушенных прав и законных интересов?

Бытует мнение, что первой инстанцией, в которую следует обратиться пострадавшему – это непосредственное руководство врача, допустившего халатное отношение к своим обязанностям, то есть, к главному врачу медицинского учреждения. Между тем, считаю, что обращение в данную инстанцию по ряду причин является безрезультатной. Как показывает практика, в том числе личный профессиональный опыт, подобного рода обращения приводят лишь к тому, что Вы теряете время в ожидании ответа, который, зачастую, не отвечает предъявляемым требованиям, содержит сведения общего характера. Подобная ситуация, как правило, связана с тем, что со стороны непосредственного руководства начинают проявляться признаки корпоративного интереса, а также, что, на мой взгляд, является ключевым – личностные отношения, сложившиеся в коллективе и не позволяющие руководителю правильно оценивать ситуацию. И, наконец, личный интерес. Не каждый руководитель (главный врач) готов согласиться с тем, что врачебная ошибка, а в ряде случаев преступная халатность, стала возможна в клинике, которую он (она) представляет (возглавляет). В таких случаях часто со стороны руководства медучреждения наблюдается попытка защитить не столько интересы врача, на которого поступила жалоба, сколько предпринимаются меры, направленные на сохранение положительной репутации самой клиники и её руководства.

Исключительно по этой причине, основными инстанциями, куда следует обращаться с жалобами – это Министерство здравоохранения региона, где возникла проблема, территориальная прокуратура и территориальное подразделение Следственного Комитета РФ (при наступлении тяжких последствий: смерть, инвалидность). Причем, обращение (жалобу) целесообразно подавать одновременно в каждую из обозначенных инстанций. Подобная мера позволит в короткие сроки объективно установить обстоятельства, о которых идёт речь в обращении, а значит, своевременно привлечь к ответственности виновных, добиться компенсации причинённого вреда.

Обращение в региональное Министерство здравоохранения позволит заявителю рассчитывать на проведение в месячный срок независимой проверки в медицинском учреждении, получение на руки результатов служебного расследования, копий соответствующих медицинских и административных (Акт расследования) документов.

В прокуратуре поступившая жалоба в месячный срок так же может быть рассмотрена по существу. По результатам проверки, если доводы, изложенные в жалобе, найдут своё подтверждение, будут приняты меры прокурорского реагирования, в том числе, при наличии признаков преступления,  материалы проверки прокурор направит в следственный орган для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Что касается территориального отдела Следственного Комитета РФ, то получив от пострадавшего или его родственников (представителя) заявление о наличии со стороны того или иного врача действий, сопряженных с преступной халатностью, данный орган, самостоятельно имеет право подробно опросить всех лиц, кто, возможно, имеет отношение к исследуемым событиям, назначить комиссионную судебно-медицинскую экспертизу. Проведение подобных проверок позволяет пострадавшему или его родственникам, надеяться на то, что лицо, допустившее врачебную ошибку, будет привлечено к уголовной ответственности и понесёт заслуженное наказание. А главное, у потерпевшей стороны на руках будут исчерпывающие документы, которые позволят в дальнейшем обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации морального и материального вреда, причинённого в результате ненадлежащего оказания медицинских услуг.

Подобная тактика поведения не раз применялась мною в юридической практике и в каждом случае позволяла своевременно добиваться принятия мер реагирования со стороны контролирующих и правоохранительных органов, взыскивать причинённый ущерб.

Так, в 2014 году в одной из клиник, при проведении операции по поводу искривления носовой перегородки, врачебный персонал допустил ошибки, которые повлекли наступление тяжких последствий. Больной остался инвалидом, нуждается в постоянной медицинской и посторонней помощи.    Обращение в территориальные следственные органы и Министерство здравоохранения позволили мне, как представителю родственников пострадавшего, своевременно обратить внимание на возникшую ситуацию. В результате проведенной всесторонней проверки, ряд врачей привлечены к ответственности. А главное, собранные в ходе проверок документы, позволили своевременно обратиться с исковым заявлением в суд. При рассмотрении искового заявления, суд признал доводы истца,  представленные доказательства, убедительными и взыскал с ответчика (больницы) моральный вред в размере 17 миллионов рублей, а также ежемесячную компенсацию, связанную с утратой трудоспособности.

В 2016 году в одной из клиник больному при госпитализации выставили неправильный диагноз, как следствие, назначили лечение, не соответствующее характеру заболевания. В результате некачественно оказанных медицинских услуг пациент скончался, находясь в больнице. Благодаря тому, что я, как представитель пострадавшей стороны, своевременно направил обращение (жалобу) в Министерство здравоохранения, в территориальное подразделение Следственного Комитета РФ, нам удалось пресечь возможность уничтожения медицинских документов, имеющих прямое отношение к трагедии. Изъятые документы (медицинская карта больного) позволили контролирующим и правоохранительным органам выявить в действиях лечащих врачей серьёзные нарушения. В итоге, виновный привлечен к дисциплинарной ответственности, в настоящий момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела, в суд готовится исковое заявление о взыскании вреда, причиненного действиями медицинского учреждения.

Что касается текста обращения, то в нём обязательно необходимо указывать данные органа, куда планируется направить документ, личные сведения, то есть ФИО и точный адрес с телефоном для осуществления обратной связи. Текст обращения должен содержать подробное описание обстоятельств, при которых нанесен вред здоровью пациента или наступила его смерть. Сведения о медицинском учреждении, где проходил лечение пострадавший. В зависимости от органа, куда направляется заявление, указываются соответствующие просьбы и ходатайства (провести проверку, принять меры реагирования, возбудить уголовное дело и т.д.).

 

Адвокат  О.Брыков

 

16 октября 2017 г.